Головна » Зарубіжна література

О. С. Пушкін «Казка про мертву царівну та сімох богатирів». Красива зовнішність і краса душі. Перемога справжньої краси над заздрістю

Мета: розкрити головну думку казки Пушкіна, вчити характеризувати літературних героїв на підставі їхніх вчинків, підтверджувати свою думку словами тексту художнього твору; розвивати усне мовлення та навички аналізу твору; виховувати неприйняття зла та жорстокості.

Обладнання: тексти казки О.С.Пушкіна «казка про мертву царівну та сімох богатирів», презентація до уроку.

                                                ХІД УРОКУ

І. Актуалізація знань учнів.

1) Бесіда

- Які твори ми з вами зараз вивчаємо на уроках літератури?

- Чий портрет перед вами?  (демонструється слайд 1 презентації)

- А чому в розділі «Літературна казка» ми говоримо про творчість Олександра  Пушкіна?

- Які ж казки Пушкіна  вам відомі? Давайте спробуємо їх впізнати за уривками: (слайди 2 – 5 презентації)

 

2) Розгадування кросворду за «Казкою про мертву царівну та сімох богатирів»  (слайд7 презентації – завдання, запис кросворду  – на дошці)

1. В какой праздник родилась царевна? (Сочельник)                                                           

2. Как звали жениха царевны? (Елисей)                                                                                   

3. У кого последнего жених царевны просит помощи? (Ветер)                                                                                                  

4. Главная героиня сказки. (Царевна)                                                                                    

5. Кому приказала мачеха погубить царевну? (Чернавка)                                                                 

6. У кого жила царевна в лесу? (Богатыри)                                                                           

7. Чем угрожала царица чернавке? (Рогатка)

8. Из чего сделан гроб царевны? (Хрусталь)                                                                                                                                    

9.  Кем  был Елисей? (Королевич)                                                                                             

10. Что было дано царице в приданое? (Зеркало)     

                                                                                        

ІІ. Оголошення теми і мети уроку, запис її в зошити. (слайд 8 презентації)

ІІІ. Робота над текстом казки. 1

1.Бесіда

- Понравилась ли вам сказка?

- Когда читать было страшно?

- Что вызвало ваш смех, а что заставило грустить?

- В какие моменты вы особенно сочувствовали героям?

- Почему Пушкин назвал свою сказку «О мертвой царевне и семи богатырях»?

 

1- оскільки школа працює за Типовим навчальним планом для шкіл з вивченням російської мови, з метою розвитку усного мовлення аналіз творів російського автора проводиться мовою оригіналу.

 

- Вспомните, кто еще принимает участие в судьбе царевны? Мачеха (составление схемы – слайд 12). Найдите в тексте слова о мачехе – новой царице. (зачитывают цитату, слайд 9, первая колонка).

- А царевна какая? (слайд 9, вторая колонка).

- Итак, с мачехой разобрались. Кто, кроме нее, участвует в судьбе царевны?  (схема, слайд 7, первая колонка)

- Давайте все же попытаемся понять, почему им не удалось спасти царевну. Вспомним начало сказки. Какое настроение создается рассказом о первой царице? (Странно: умерла от радости, доброта хрупкая)

- Чем новая царица была не похожа на прежнюю? Почему ей в приданое дано было зеркальце? Почему лишь с ним она была приветлива? (схема, слайд 13)

- Как изменилась царица-мачеха, узнав, что царевна стала ее соперницей в красоте?

- Почему Чернавка не исполнила приказ царицы?

- Почему Соколко пропускает царевну в терем? А Чернавку?                                                                

- Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?

- Как выглядят братья в сцене сватовства? Зачитайте этот эпизод сказки. В каких случаях бывает такая реакция «…постояли да в затылке почесали»? Почему?

 1- оскільки школа працює за Типовим навчальним планом для шкіл з вивченням російської мови, з метою розвитку усного мовлення аналіз творів російського автора проводиться мовою оригіналу.

       (Ученики в ходе беседы приходят к выводу, что честное беспристрастное зеркальце невольно выдает царевну мачехе.  Чернавка, сочувствуя царевне и отпустив еее вопреки приказу царицы, под угрозой расправы предает царевну.и даже братья-богатыри с их добротою, сердечностью, гостеприимством все же лишены преданности. Детям легко приходит в голову мысль, что достаточно было одному из братьев ежедневно оставаться с царевной в тереме, чтобы с ней не случилась беда. Да и отказ царевны воспринимается ими не драматично, а как мелкая какая-то неприятность.)

- Братья-богатыри  могут без царевны жить? А кто не может? Почему?

- Каким вы представляете себе Елисея? Найдите в тексте слова о том, как реагирует он на весть о пропаже царевны.

(Следует вывод о том, что только верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна. Весть об исчезновении царевны не повергает его в уныние, как царя-отца, а заставляет действововать – искать везде, расспрашивая не только людей, но и силы природы. Он ни на миг не теряет надежду)

2. Выразительное чтение обращений Елисея к Солнцу, Месяцу, Ветру.

- Почему же разбудить царевну смог только Елисей?

- Что спасло царевну?

- А от чего умерла царица?

- Что же побеждает в сказке – добро или зло? Всегда ли так же бывает в жизни?

( На протяжении всей сказки Пушкин подчеркивает, что добро хрупкое, и нуждается в защите; зло достаточно сильно, полно энергии, настойчивости, неуемности, заставляет себе служить от страха. И все же в сказке оно внутренне несостоятельно и обречено – рассыпается осколками разбитого мачехой зеркальца.  К сожалению, в жизни такой счстливый исход возможен далеко не всегда: добро не всесильно, за его торжество приходится бороться.)

ІІІ. Підсумок уроку.

1.Слово учителя

Если очень захотеть,   в сказке можно очутиться.           

У героев старых сказок  можем мы всю жизнь учиться:     

Как прекрасно добрым быть, как со злом бороться надо,                                                                                              

Как в житейском море плыть, чтоб в конце ждала награда.                                                                                           

2.Оцінювання учнів.

ІУ. Домашнє завдання: вивчити напамять один з уривків (презентація, останній слайд).


Теги: Кононенко Н.В., Пушкін
Навчальний предмет: Зарубіжна література
Переглядів/завантажень: 932/60


Схожі навчальні матеріали:
Всього коментарів: 0
avatar