Головна » Зарубіжна література |
Мета: розкрити головну думку казки Пушкіна, вчити характеризувати літературних героїв на підставі їхніх вчинків, підтверджувати свою думку словами тексту художнього твору; розвивати усне мовлення та навички аналізу твору; виховувати неприйняття зла та жорстокості. Обладнання: тексти казки О.С.Пушкіна «казка про мертву царівну та сімох богатирів», презентація до уроку. ХІД УРОКУ І. Актуалізація знань учнів. 1) Бесіда - Які твори ми з вами зараз вивчаємо на уроках літератури? - Чий портрет перед вами? (демонструється слайд 1 презентації) - А чому в розділі «Літературна казка» ми говоримо про творчість Олександра Пушкіна? - Які ж казки Пушкіна вам відомі? Давайте спробуємо їх впізнати за уривками: (слайди 2 – 5 презентації)
2) Розгадування кросворду за «Казкою про мертву царівну та сімох богатирів» (слайд7 презентації – завдання, запис кросворду – на дошці) 1. В какой праздник родилась царевна? (Сочельник) 2. Как звали жениха царевны? (Елисей) 3. У кого последнего жених царевны просит помощи? (Ветер) 4. Главная героиня сказки. (Царевна) 5. Кому приказала мачеха погубить царевну? (Чернавка) 6. У кого жила царевна в лесу? (Богатыри) 7. Чем угрожала царица чернавке? (Рогатка) 8. Из чего сделан гроб царевны? (Хрусталь) 9. Кем был Елисей? (Королевич) 10. Что было дано царице в приданое? (Зеркало)
ІІ. Оголошення теми і мети уроку, запис її в зошити. (слайд 8 презентації) ІІІ. Робота над текстом казки. 1 1.Бесіда - Понравилась ли вам сказка? - Когда читать было страшно? - Что вызвало ваш смех, а что заставило грустить? - В какие моменты вы особенно сочувствовали героям? - Почему Пушкин назвал свою сказку «О мертвой царевне и семи богатырях»?
1- оскільки школа працює за Типовим навчальним планом для шкіл з вивченням російської мови, з метою розвитку усного мовлення аналіз творів російського автора проводиться мовою оригіналу.
- Вспомните, кто еще принимает участие в судьбе царевны? Мачеха (составление схемы – слайд 12). Найдите в тексте слова о мачехе – новой царице. (зачитывают цитату, слайд 9, первая колонка). - А царевна какая? (слайд 9, вторая колонка). - Итак, с мачехой разобрались. Кто, кроме нее, участвует в судьбе царевны? (схема, слайд 7, первая колонка) - Давайте все же попытаемся понять, почему им не удалось спасти царевну. Вспомним начало сказки. Какое настроение создается рассказом о первой царице? (Странно: умерла от радости, доброта хрупкая) - Чем новая царица была не похожа на прежнюю? Почему ей в приданое дано было зеркальце? Почему лишь с ним она была приветлива? (схема, слайд 13) - Как изменилась царица-мачеха, узнав, что царевна стала ее соперницей в красоте? - Почему Чернавка не исполнила приказ царицы? - Почему Соколко пропускает царевну в терем? А Чернавку? - Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»? - Как выглядят братья в сцене сватовства? Зачитайте этот эпизод сказки. В каких случаях бывает такая реакция «…постояли да в затылке почесали»? Почему? 1- оскільки школа працює за Типовим навчальним планом для шкіл з вивченням російської мови, з метою розвитку усного мовлення аналіз творів російського автора проводиться мовою оригіналу. (Ученики в ходе беседы приходят к выводу, что честное беспристрастное зеркальце невольно выдает царевну мачехе. Чернавка, сочувствуя царевне и отпустив еее вопреки приказу царицы, под угрозой расправы предает царевну.и даже братья-богатыри с их добротою, сердечностью, гостеприимством все же лишены преданности. Детям легко приходит в голову мысль, что достаточно было одному из братьев ежедневно оставаться с царевной в тереме, чтобы с ней не случилась беда. Да и отказ царевны воспринимается ими не драматично, а как мелкая какая-то неприятность.) - Братья-богатыри могут без царевны жить? А кто не может? Почему? - Каким вы представляете себе Елисея? Найдите в тексте слова о том, как реагирует он на весть о пропаже царевны. (Следует вывод о том, что только верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна. Весть об исчезновении царевны не повергает его в уныние, как царя-отца, а заставляет действововать – искать везде, расспрашивая не только людей, но и силы природы. Он ни на миг не теряет надежду) 2. Выразительное чтение обращений Елисея к Солнцу, Месяцу, Ветру. - Почему же разбудить царевну смог только Елисей? - Что спасло царевну? - А от чего умерла царица? - Что же побеждает в сказке – добро или зло? Всегда ли так же бывает в жизни? ( На протяжении всей сказки Пушкин подчеркивает, что добро хрупкое, и нуждается в защите; зло достаточно сильно, полно энергии, настойчивости, неуемности, заставляет себе служить от страха. И все же в сказке оно внутренне несостоятельно и обречено – рассыпается осколками разбитого мачехой зеркальца. К сожалению, в жизни такой счстливый исход возможен далеко не всегда: добро не всесильно, за его торжество приходится бороться.) ІІІ. Підсумок уроку. 1.Слово учителя Если очень захотеть, в сказке можно очутиться. У героев старых сказок можем мы всю жизнь учиться: Как прекрасно добрым быть, как со злом бороться надо, Как в житейском море плыть, чтоб в конце ждала награда. 2.Оцінювання учнів. ІУ. Домашнє завдання: вивчити напамять один з уривків (презентація, останній слайд).
Схожі навчальні матеріали: |
Всього коментарів: 0 | |