Головна » Зарубіжна література |
Мета: повідомити про життєвий і творчий шлях А. А. Ахматової, познайомити з кращими творами митця, виховувати почуття естетичного смаку, уміння тонко відчувати настрій, риму, ритм віршованих творів. Тип уроку: урок – гра « Літературна кав’ярня» Обладнання: імпровізована кав’ярня зі свічками на столах, виставка книг А.Ахматової, портрети, сімейні фотокартки, презентація.
Хід уроку
До «кав’ярні» вбігають пліткарі – літератори. В руках держать теки. Швидко говорять.
Ви чули? Ахматову та Зощенко вигнали із Союзу письменників? Під музичний супровід виходить Анна Ахматова. Учениця. Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер – механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Там я Подружилась с морем. Самые сильные впечатления – древний Херсонес. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова «Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама. Училась в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую окончила в 1907 году. Я поступила на Юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и латынь я была довольна; когда же пошли чисто юридические науки, к занятиям я охладела. Реплики за одним из столиков
- Вы чули? Ахматова не сприйняла революцію. - Так, вірно. На це вплинули її декадентські настрої.
На фоні музики Шуберта «Ave Maria» читається ученицею вірш.
Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключённый, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслёзней, Надменнее и проще нас. Розмова « навкололітературних» пліткарів (жваво) Доречі, у нас виникла поетична Академія символізму. Очолив її Іванов. Блок, Мандельштам, Гумільов, Ахматова спочатку підтримали його, але потім створили свій «Цех поетів», свою поетичну течію – акмеїзм. учениця Я пришла сюда, бездельница, Всё равно мне, где скучать! На пригорке дремлет мельника. Годы можно здесь молчать Над засохшей повеликою Мягко плавает плела; У пруда русалку кликаю, А русалка умерла. Затянулся ржавой тиною Пруд широкий обмелел, Над трепещущей осиною Лёгкий месяц заблестел. Замечаю всё как новое. Влажно чахнут тополя. Я молчу. Молчу, готовая Снова стать тобой, земля.
Розмова у кав′ярні продовжується -я давно за нею спостерігаю: вишукана, струнка, юна, граціозна… - Та що ви все: Ахматова, Ахматова. Хто вона така?
Під сонату Бетховена «Патетична» декламується вірш Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица. Напрасных крыл напрасны трепетанья, - Ведь всё равно я с вами до конца. Вот отчего вы любите так жадно Меня в грехе и в немощи моей, Вот отчего вы дали неоглядно Мне лучшего из ваших сыновей. Вот отчего вы даже не спросили Меня ни слова никогда о нём И чадными хвалами задымили Мой навсегда опустошённый дом. И говорят – нельзя теснее слиться, Нельзя непоправимое любить… Как хочет тень от тела отделиться, Как хочет плоть с душою разлучиться, Так я хочу теперь - забытой быть.
З’являється чоловік, вдягнений у військову форму Забутою? Ніколи! Дозвольте відрекомендуватися: Євген Добін, в минулому – військовий журналіст, зараз – літературознавець. На початку 1943 року я( разом з письменником - моряком )опинився проїздом у Ташкенті. Дорогою до вокзалу я побачив двох жінок. В одній пізнав Анну Ахматову. Їй, вишикувавшись струнко, я віддав честь. Через два роки Ахматова пригадала цю зустріч.
Учениця – Анна Ахматова. - Я шла с Фаиной Раневской, мы поравнялись с двумя флотскими офицерами, один из них громко сказал: «Это Ахматова». Раневская, кажется, была чуточку уязвлена: « В первый раз узнают не меня, а тебя»
Голос у кав′ярні: Велика радість: упізнали! Та вона ж поїхала з Ленінграду, і не написала жодного патріотичного рядка…
Учні по черзі ( на фоні тихої музики Бетховена «Лунна соната») декламують вірші із циклу «Вітер війни». Вірші виконуються українською мовою та мовою оригіналу «Щели в саду вырыты…»
Учениця – Анна Ахматова. Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолёте в Москву. До мая 1944 года жила в Ташкенте, где много и тяжело болела . В мае 1944 года прилетела в Москву, которая уже дышала воздухом победы. В юне вернулась в Ленинград. Страшный призрак города поразил меня и долго преследовал. Создавая сборник «Слава миру!», я передавала веру в победу русского народа над фашизмом. Показывала как в тылу помогают ковать Победу Учні виразно читають: 1.Вражье знамя 2 Копай, моя лопата, Растает, как дым, Звени, кирка моя. Правда за нами, Не пустим супостата Мы победим! На мирне поля!
3.Чистый ветер ели колышет, 4. И грозную клятву мы ныне даём Чистый снег заметает поля, И детям её завещаем, Больше вражьего шага не слышит, Чтоб мир благодатный, Отдыхает моя земля. Добытый огнём, Стал нашим единственным раем.
Голос в кав′ярні: Вибачте, сьогодні всі говорять про Анну Андріївну, дискутують, хвалять, не схвалюють. Я ніяк не зрозумію. Якою ж вона була? Показ слайдів «Любовна лірика А.Ахматової» Підсумок уроку Домашнє завдання. Написати твір – мініатюру « Чому про А.А.Ахматову ми говоримо, що вона була поетом»? 3. Підготувати повідомлення «Любовна лірика А.Ахматової».
Схожі навчальні матеріали: |
Всього коментарів: 0 | |